Алексей Герман представил фильм про театральную жизнь Петербурга

Leomax

На киностудии «Ленфильм» состоялся специальный показ нового документального фильма «Петербургские театры». Представили его режиссер Ира Волкова и худрук проекта Алексей Герман.

В фильме, состоящем из двух частей, показаны 28 театров: 12 государственных и 16 не государственных, частных, независимых. Большие, академические, с богатой историей и маленькие, делают которые энтузиасты, которым сейчас, в условиях пандемии, особенно нелегко.

Авторский текст за кадром отсутствует. О театре с экрана рассказывают только сами театральные деятели — худруки, главные режиссеры: Валерий Фокин, Лев Додин, Андрей Могучий, Борис Эйфман, Лев Эренбург, Григорий Козлов, Николай Рощин, Руслан Кудашов, Виктор Новиков… Например, создатели «Плохого театра» (есть и такой в Северной столице!) поделились: «У нас нет постоянной труппы, нет площадки. Мы не продаем билеты. Артистам интересно заниматься делом, они работают в других театрах, у нас не получают денег». «Мы делаем то, что хотим, мы свободны, — подчеркивает худрук авторского театра «КУКФО» Анна Викторова. — Ездим на гастроли, мир посмотрели».

Роскошные фасады знаменитых академических театров, с богатой историей, шедевры архитектуры, великолепные залы, где есть царские ложи — и небольшие, скромные театры, располагающиеся в бывших кинотеатрах. Где-то в домашних условиях играют «квартирники», у кого-то вообще нет крыши над головой, кочуют по чужим площадкам. Действие спектакля «С Чарльзом Буковски за барной стойкой» (Независимый Pop-up театра Семёна Александровского) происходит в баре, который продолжает жить своей жизнью, кругом люди…

Зрители получили возможность заглянуть в закулисье, в актерские гримерки. О своих работах повествуют звезды петербургской сцены — актеры Алиса Фрейндлих, Петр Семак, Дмитрий Лысенков, Александр Новиков. Слово — и другим представителям театральных профессий. Не забыты и педагоги, драматурги. Много фрагментов из репетиций, из спектаклей — драматических, музыкальных, кукольных, оперы, балета. «Мы всегда в поиске, пытаемся найти новые формы», «Чем мы занимаемся? Хочется, чтобы зрители испытывали радость в театре», «У нас все только по любви», «Если нам это нужно, мы многое можем преодолеть», «Мы сделали театр из ничего, из мечты», «Это был недостроенный спортивный зал, просто пустая коробка», «Мы вошли в этот театр через перформанс», — звучат размышления режиссеров, художников — лидеров театрального Петербурга, мэтров и только начинающих. Валерий Фокин признается: «Театр дарит мне возможность быть откровенным. С самим собой, прежде всего».

На премьере Алексей Герман сказал:

— У нас есть театры, которые всегда и у всех на слуху: БДТ, МДТ, Мариинский, Александринский… Это наш город. Но наш город — это и театры, которые мы не знаем или знаем совсем мало. И так родилась идея сделать фильм — путешествие по ним, посмотреть на театральную жизнь Петербурга в разных измерениях. Для меня этот проект важен еще и потому, что наша семья была связана с театром. Я учился на театроведческом факультете, но это было очень давно. И я не документалист. Поэтому обратился с предложением написать сценарий к Жанне Зарецкой, известному театральному критику, и к режиссеру Ире Волковой, чтобы она это сняла.

Надеемся, что картина выйдет на крупнейшей онлайн-платформе. В идеале — продолжение работы с этим фильмом. Мы хотели выпустить его в кинотеатрах, в другом формате. Планируем сделать полнометражный фильм. Была еще одна задумка — снять фильм- трансформер, где будут несколько коротких серий.

Безусловно, не все театры вошли в картину. Нет Михайловского, Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака, Музкомедии и акимовской Комедии, «Зазеркалья» и «Санкт-Петербург оперы» Юрия Александрова… Как сказал Герман: «Мы не претендуем на то, чтобы охватить всю Вселенную, есть конечное время. Другие авторы могут снять другой фильм — с другим набором театров».

Кинорежиссер Ира Волкова (Москва) о театре знает не понаслышке, у нее были проекты в Театр.doc и моноспектакль в антрепризе. «Мы показали 28 театров, у нас было более 40 смен, это большой объем материала. И зрителям тяжело воспринимать такое количество информации. О каждом театре, поверьте, можно было снять отдельный короткометражный фильм. Поэтому нам надо было отобрать то, что является уникальным, не повторяется, показать, как энтузиасты делают свою работу с такой энергией и кайфом, что заряжают своим театром других».

Фильм «Петербургские театры» снят при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Санкт-Петербурга. Производство киностудии «Ленфильм» и кинокомпании «САГа».

Прямая речь

Алексей Герман, кинорежиссер

— Я по-разному отношусь к современному театру. К сожалению, знаю его довольно плохо. Не всегда успеваю за временем. Появляется много чего нового — коллективы, спектакли. Именно поэтому родился наш фильм, в том числе для таких людей, как я. Для меня было много открытий в нем. Самому интересно. Одна из задач — открыть незнакомую сторону Петербурга. Из последних впечатлений назову театр АХЕ. Хотя не могу сказать, что это моя стилистика, я даже испытывал внутренние сомнения, когда смотрел, но спектакль остался в памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *