Летающие автомобили готовятся к взлету

Летающие автомобили готовятся к взлету
Lilium намерена начать эксплуатацию аэротакси уже через три года

Что получится, если соединить немного крутых технологических достижений, перегретые рынки капитала и воображение запертых на карантин людей, мечтающих о побеге?

Летающие автомобили.

Конечно, про них знает любой, кто смотрел «Бегущего по лезвию», «Пятый элемент» или «Джетсонов». Летающие автомобили — такая же неотъемлемая часть воображаемого будущего, как говорящие роботы и межпланетные путешествия. Но будущее, которое до сих пор существовало лишь в научной фантастике, быстро приближается. Инвесторы вкладывают серьезные деньги в компании, которые занимаются городской аэромобильностью и планируют уже к середине десятилетия начать перевозить пассажиров внутри городов по воздуху.  

В марте немецкий стартап Lilium, разрабатывающий летающие такси, объявил, что проводит обратное слияние с торгующейся на бирже в Нью-Йорке SPAC (специализированная компания, созданная специально для поглощений). В результате поглощения со стороны SPAC стартап получит $830 млн и будет оценен в $3,3 млрд. Lilium планирует к 2024 г. осуществлять полеты из вертопортов вокруг Орландо, штат Флорида, и намерена создать еще 10 аналогичных центров в Европе.

В этом году еще два стартапа, на этот раз американских, занимающихся организацией сервиса летающих такси, вышли на биржу через слияние со SPAC.  В результате этих сделок Joby Aviation, которую поддерживают Uber и Toyota, была оценена в $6,6 млрд, а Archer — в $3,8 млрд. Подобные компании представляются идеальными кандидатами для спекулятивных инвестиций с использованием специализированных компаний — захватывающие футуристические проекты, у которых еще нет полностью пригодного для эксплуатации продукта или доказанной бизнес-модели.

Uber продаст подразделение аэротакси компании Joby Aviation

Впрочем, в игру включаются и традиционные автомобильные компании. Генеральный директор General Motors Мэри Барра представила концепт «летающего „кадиллака“» — дрона с вертикальным взлетом и посадкой, который может «скакать» между крышами городских зданий. По заявлению компании, этот проект позволяет «представить, как в недалеком будущем может выглядеть продукт, в котором объединены автономное управление и роскошь Cadillac».

Чтобы летающие автомобили вошли в нашу жизнь, недостаточно добиться их технического функционирования. Они также должны стать коммерчески жизнеспособными и социально приемлемыми. Вопрос о том, удастся ли добиться последнего, остается открытым: как несложно предположить, далеко не все захотят, чтобы небеса над ними кишели низко летящими металлическими банками. Однако нет сомнений в том, что технологии в этой области развиваются стремительно. Несколько прорывов ускорили наступление будущего, говорится в недавнем докладе Morgan Stanley о городской аэромобильности, то есть инвесторам уже сегодня стоит уделить внимание этому сектору.

Значительные инвестиции в аккумуляторные технологии в последние годы резко улучшили показатель удельной мощности двигателя на единицу массы, благодаря чему себестоимость аэротакси и издаваемый ими шум должны снизиться, а дальность полета — увеличиться. Системы самоуправления, разработанные для наземного транспорта, должны хорошо работать и в воздухе с его гораздо менее плотной загруженностью «дорог». А развертывание сетей 5G и низкоорбитальных группировок спутников должно обеспечить более безопасную и надежную связь с летающими транспортными средствами.

Аналитики Morgan Stanley признают, что на формирование экономики городской аэромобильности уйдут десятилетия, но отмечают: согласно проведенному ими моделированию летающие автомобили однажды могут обогнать традиционные по дальности поездок и продажам.

Но даже если летающие автомобили вскоре заработают, эффективность их коммерческой эксплуатации остается под большим вопросом в сравнении с вертолетами.

Энтузиасты утверждают: в то время как на обычном автомобиле можно проехать один километр лишь по фиксированному маршруту из точки А в точку Б, на летающем можно переместить на этот километр в любую сторону и в любое место. Но, строго говоря, это не совсем так. Как и в случае с вертолетами, движение летающих автомобилей будет жестко регулироваться, и им понадобится безопасная инфраструктура для взлетов и посадок.

Большие деньги только сейчас начинают идти в городские аэрохабы для летающих такси и дронов, обеспечивающих доставку товаров. Лидером здесь, похоже, является Китай, но такой экспериментальный хаб должен в этом году открыться и в британском городе Ковентри.

Как и в случае с другими новыми технологиями, один из главных рисков заключается в преждевременном развертывании и негативной реакции общества. В докладе британского Управления по расследованию происшествий на воздушном транспорте резко критиковалось использование прототипа беспилотного воздушного транспортного средства, которое в июле 2019 г. залетело в район контроля воздушного движения аэропорта «Гэтвик», поставив под угрозу осуществление регулярных рейсов.

Однако компании, занимающиеся летающими автомобилями, прекрасно осведомлены о подобных рисках и готовы учитывать их в своей работе. Еще в 1926 г. Генри Форд представил «небесную тачку» — одноместный аэроплан-автомобиль весом почти 160 кг. Испытательный полет закончился для водителя смертельным исходом, поэтому в производство «тачка» так и не поступила. Но еще за несколько лет до своей смерти, в 1947 г., Форд говорил: «Попомните мое слово: комбинация самолета и автомобиля появится. Можете смеяться, но она появится».

И вскоре, возможно, через столетие после того, как Форд представил прототип летающего автомобиля, его призрак окажется тем, кто смеется последним.

Перевел Михаил Оверченко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *