«Новатэк» собрался на «растущий новый рынок»

«Новатэк» собрался на «растущий новый рынок»

«Новатэк» изучает возможность строительства на Ямале установок по производству аммиака на 2,2 млн т, заявил председатель правления и совладелец компании Леонид Михельсон (здесь и далее цитаты по «Интерфаксу»). Компания рассматривает вопрос «очень серьезно» и постарается принять инвестиционное решение в первом полугодии следующего года.

С одной стороны, «растет новый рынок»: «аммиак начали применять как топливо в электроэнергетике, есть потребление, есть заказы с японского рынка», объяснил Михельсон.

С другой стороны, компания рассматривает аммиак как способ доставки водорода. «Новатэк» может перевести на водород 30–40% собственной энергетики в Сабетте, рассказал руководитель компании.

«Новатэк» может перепрофилировать будущий завод — Обский СПГ — под производство аммиака из-за проблем с собственной технологией сжижения газа «Арктический каскад», сообщал «Коммерсантъ». «Мы не хотим формулировать вопрос так, что это „вместо“ Обского СПГ», — сказал Михельсон.

Россия сможет зарабатывать до $100 млрд в год на экспорте водорода

Стоимость аналогичных по мощности аммиачных заводов составляет около $2–2,3 млрд, но она может вырасти из-за удаленности площадки, суровых климатических условий и необходимости строительства терминала по перевалке аммиака, говорит консультант Vygon Consulting Артем Лебедской-Тамбиев. Если «Новатэк» решит производить «голубой» аммиак» (из газа. — VTimes), дополнительной статьей затрат может стать оборудование для улавливания, хранения и утилизации СО2. В итоге стоимость завода может превысить $3 млрд.

Новое производство может включать в себя и метанол — его строительством может заняться «Сибур» (крупнейшая нефтехимическая компания в Восточной Европе, основной акционер — Михельсон), рассказал предправления «Новатэка».

Водород — один из главных энергоносителей нового времени, но он требует намного более жестких условий для сжижения и очень текучий, поэтому хранить и транспортировать водород очень сложно, объясняет генеральный директор Центра отраслевых исследований Андрей Костин. При этом аммиак может быть преобразован в водород, но сжижать и транспортировать его намного легче, объясняет он.

Поэтому одна из концепций выглядит так: делаем зеленый водород (с помощью зеленых источников энергии и воды), потом аммиак, грузим на корабли, везем на рынок сбыта, а на месте его снова превращают в водород. Другой вариант, по данным Vygon Consulting, более подходящий для «Новатэка»: делать так называемый «голубой» аммиак прямо из газа. При этом происходит большой выброс СО2, но его улавливают и захоранивают. В остальном схема та же: аммиак транспортируют на рынок сбыта, а на месте выделяют из него водород.

По оценке австралийских компаний, сжижение водорода позволяет сократить затраты на перевозку в 2–5 раз, а перевод его в аммиак — до 20 раз по сравнению с вариантом сжатого водорода (без учета стоимости выделения аммиака из водорода), писали эксперты Энергетического центра «Сколково».

Развивается и сам рынок аммиака, говорит Костин. Пока это главным образом сырье для производства азотных удобрений, но аммиак все больше начинают использовать и в качестве топлива, особенно на кораблях, объясняет он.

С учетом возрастающей роли экологической повестки в международной торговле в будущем существует потенциал дополнительного роста спроса на аммиак в качестве агента по транспорту водорода, говорит Артем Лебедской-Тамбиев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *