«Оскары» консерватора

«Оскары» консерватора

26 апреля рано утром по московскому времени стали известны лауреаты «Оскара». Всем понятно, что в 2021 г. «Оскар» вручается с оглядкой на новые этические идеалы. Никто больше не должен произнести фразу «Оскары» такие белые» (Oscars so white), которая жутким упреком звучала несколько лет назад. Но на взгляд из России завоевания новой этики при распределении статуэток часто бывают непонятны. Поэтому рискнем представить себе фантастическую ситуацию, в которой «Оскары» раздаются по-старинке. Вообразим просвещенного русского консерватора, «бумера», который не хочет учитывать новые критерии. Что бы такой человек сказал про 93-ю церемонию вручения наград Американской академии кинематографических искусств и наук?

Лучший фильм

Кто победил

«Земля кочевников»

Кто должен был победить

«Манк»

Очень скромная «Земля кочевников» нравится, похоже, всем. Жюри Венецианского кинофестиваля («Золотой лев»). Зрителям фестиваля в Торонто (приз зрительских симпатий, главный на этом киносмотре). Секте тусовщиков со всего света, почему-то называющих себя кинопрессой и вручающих «Золотой глобус» («Лучший фильм» и «Лучший режиссер»). Плюс у нее огромное количество наград кинокритических сообществ из американских городов, от Чикаго до Далласа, от Нью-Йорка до Хьюстона. История про немолодую, некрасивую и, мягко говоря, небогатую женщину по имени Ферн, которая решает провести остаток жизни в пути и начинает колесить по Америке за рулем своего рыдвана, снайперски попала в настроение аудитории. В том числе профессиональной голливудской — той, которая «Оскары» и выписывает. Эта аудитория потеряла в 2020 г. много денег и нервных клеток из-за коронавируса, движения BLM, «новой этики», безобразных скандалов в Капитолии и вокруг него. А «Земля кочевников» — не депрессивное, а лирическое, меланхолическое, спокойное кино об огромных переменах в жизни и принятии своей участи. Оно дает пусть смутную, но надежду. Оно странным образом отражает мучительный 2020-й (несмотря на то, что снято было в 2018-м) и отчасти служит чем-то вроде транквилизатора.

 Кадр из фильма «Земля кочевников»
Кадр из фильма «Земля кочевников»

При этом «Манк» Дэвида Финчера в сто раз ближе к понятию «выдающийся фильм». Это черно-белая, очень эстетская картина о сценаристе Хермане Дж. Манкевиче, остроумном пропойце, придумавшем «Гражданина Кейна» (роль режиссера Орсона Уэллса в создании одного из величайших фильмов всех времен в «Манке» всячески преуменьшается). Можно спорить о том, насколько сценарий Джека Финчера (отца Дэвида, умершего в 2003 г. и оставившего «Манка» сыну в наследство) близок к истине. Но то, как изумительно Финчер, его оператор Эрик Мессершмидт, его художники и костюмеры играют со стилистикой 1940-х, может вызывать только восхищение (и «Оскары» за операторскую работу и дизайн совершенно справедливы). Причем «Манк» хорош отнюдь не только из-за «картинки»: Гэри Олдмен создает мощный и убедительный портрет героя, а фильм в целом выглядит эпосом о нравах старого Голливуда, замечательной историей о сделках с совестью и человеческом достоинстве.

 Кадр из фильма «Манк»
Кадр из фильма «Манк»

Вторым очень достойным вариантом был «Отец», дебютный фильм драматурга Флориана Зеллера, поставленный по его же очень популярной пьесе (кстати, в ассортименте у него еще «Мать» и «Сын»). Это картина о старике с прогрессирующей болезнью Альцгеймера, который начинает путать все на свете — лица своих близких, квартиры, где живет, события из прошлого, — но старается при этом сохранить достоинство и не попасть впросак. Зеллер оказался не только хорошим драматургом, но и очень приличным режиссером. Однако «Отец» — при любом раскладе слишком камерный и слишком театральный для главного «Оскара» фильм.

Лучший режиссер

Кто победил

Хлои Чжао («Земля кочевников»)

Кто должен был победить

Дэвид Финчер («Манк»)

Финчер номинировался на «Оскара» в третий раз (раньше его выдвигали за «Бенджамина Баттона» и «Социальную сеть») и снова ушел без статуэтки. Даже не потому, что он белый мужчина, просто его фильм мало касается важнейших проблем современности.

Лучший актер

Кто победил

Энтони Хопкинс («Отец»)

Кто должен был победить

Энтони Хопкинс («Отец»)

Казалось, что победит обаятельный и талантливый Чедвик Боузман («Ма Рэйни, мать блюза»). Он умер 29 августа 2020 г., и это стало шоком для Голливуда и зрителей всего мира: мало кто знал, что 43-летний актер, совсем недавно ставший звездой благодаря роли «Черной пантеры» в марвеловском кинокомиксе, четыре года боролся с раком. «Ма Рэйни, мать блюза» вышла через несколько месяцев после его смерти, и Боузман мгновенно стал фаворитом оскаровской гонки.

 Чедвик Боузман в фильме «Ма Рэйни, мать блюза»
Чедвик Боузман в фильме «Ма Рэйни, мать блюза»

Но при всем уважении к его памяти ни он, ни прочие номинанты (Риз Ахмед в «Звуке металла», Стивен Ян в «Минари», даже Олдмен в «Манке») не могут сравниться с Энтони Хопкинсом в «Отце». Да, у Хопкинса уже есть «Оскар» за «Молчание ягнят», 16 минут, которые он в 1991-м провел на экране в образе Ганнибала Лектера, сделали его суперзвездой и подарили роскошный выбор новых ролей; в итоге последние 30 лет он практически в каждом фильме доказывал, что остается одним из лучших актеров на планете. Сейчас в этом не сомневается никто. И все-таки его невероятная работа в «Отце» — одна из самых крутых за всю карьеру.

 Энтони Хопкинс в фильме «Отец»
Энтони Хопкинс в фильме «Отец»

Лучшая актриса

Кто победил

Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников»)

Кто должен был победить

Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников»)

Очень высоки были шансы Вайолы Дэвис («Ма Рэйни, мать блюза»). И у нее, и у Фрэнсис Макдорманд есть «Оскары» (у Макдорманд даже два), «Эмми» и «Тони» (в США лауреатов трех этих премий называют обладателями «Тройной актерской короны»). Разумеется, свои награды они получили не просто так: обе очень талантливы. Но сердце подсказывало, что именно Макдорманд заслуживает еще одного «Оскара». В «Земле кочевников» она опять сыграла блистательно (причем ее героиня совсем не похожа на героинь «Фарго» и «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури», за которые ей достались первые статуэтки). Именно она — центр этой картины. И между прочим главная причина ее появления на свет: три года назад Макдорманд сама нашла книжку журналистки Джессики Брудер и предложила Хлои Чжао ее экранизировать.

 Вайола Дэвис в фильме «Ма Рэйни, мать блюза»
Вайола Дэвис в фильме «Ма Рэйни, мать блюза»

Лучший актер в роли второго плана

Кто победил

Дэниел Калуйя («Иуда и Черный мессия»)

Кто должен был победить

Фрэнк Ланджелла (зачеркнуто) Саша Барон Коэн («Суд над чикагской семеркой»)

В сильном актерском ансамбле «Суда над чикагской семеркой» ветеран Фрэнк Ланджелла, безусловно, самый запоминающийся. Но увы. Мы можем сколько угодно писать, что по справедливости он должен был победить, но его даже не номинировали.

 Фрэнк Ланджелла в фильме «Суд над чикагской семеркой»
Фрэнк Ланджелла в фильме «Суд над чикагской семеркой»

Вместо него из звезд «Суда» на «Оскара» выдвинули Сашу Барона Коэна. Он играет одного из семерых активистов, которых судья в исполнении Ланджеллы пытается упечь в тюрьму по обвинению в организации беспорядков на съезде Демократической партии США в 1968 г. Наверное, это лучшая «серьезная» роль Барона Коэна за всю его карьеру — хотя и в ней он все еще не смог доказать, что стал по-настоящему большим драматическим актером. Но зато он гениальный, бесстрашный и ни на кого не похожий комедиант, создатель «Бората». И хотя бы в память об этой несравненной сатире заслуживал наконец «Оскара».

 Саша Барон Коэн в фильме «Суд над чикагской семеркой»
Саша Барон Коэн в фильме «Суд над чикагской семеркой»

Я отдаю себе отчет, что сам себе противоречу — только что предлагал отмечать конкретные актерские достижения. Но так люблю первого «Бората», что ничего не могу с собой поделать. И, во всяком случае, уж точно лучше Барон Коэн, чем Дэниел Калуйя с его среднестатистическим исполнением роли лидера иллинойского отделения партии «Черные пантеры» Фреда Хэмптона. Мягко говоря, у Калуйи в этом фильме не получается доказать зрителю прелесть идей марксизма, ленинизма и маоизма, которые так яростно пропагандировал его герой.

Лучшая актриса в роли второго плана

Кто победил

Юн Ёджон («Минари»)

Кто должен был победить

Аманда Сейфрид («Манк») или Гленн Клоуз («Элегия Хиллбилли»)

Еще в конце 2019 г. о кореянке Юн Ёджон в Америке не слышал никто. Но в начале 2020-го фильм «Минари» получил Гран-при жюри и приз зрительских симпатий на фестивале «Санденс», а потом вошел в число претендентов на «Оскара». Причем именно 73-летней Юн Ёджон высшая кинонаграда планеты была практически гарантирована: она уже получила «Золотой глобус», приз BAFTA и премию Гильдии киноактеров США, а это все, извините, неплохие индикаторы.

 Юн Ёджон в фильме «Минари»
Юн Ёджон в фильме «Минари»

Единственный вопрос, который возникает у циничного зрителя: «Господи, за что?» «Минари» — мнимо обаятельный фильм про неприятного мальчика, который вместе с родителями и сестрой переезжает из Южной Кореи в Америку и пытается освоиться в новой среде. Вслед за ним пытается освоиться и бабушка, которую выписывают, чтобы следила за детьми. Да, Юн Ёджон играет вполне пристойно. Но «Оскар»?

35-летняя Аманда Сейфрид прославилась в 2000-е благодаря мюзиклу «Мамма миа!», черной комедии «Тело Дженнифер» и драме «Хлоя». В последние несколько лет она слегка пропала с радаров — чтобы вернуться в лучшей на сегодняшний день своей роли. В «Манке» она играет Мэрион Дэвис, актриску и любовницу магната Уильяма Рэндольфа Херста, которая оказывается умнее и тоньше, чем думают окружающие. Это практически идеальная роль второго плана, но своего «Оскара» Аманде придется подождать.

Как смиренно ждет его большая актриса Гленн Клоуз. Она номинировалась в восьмой раз, но «Оскара» до сих пор не получила (ее неудачи на церемониях уже стали притчей во языцех). Можно было бы наконец дать ей приз просто из соображений приличия. Правда, на этот раз Клоуз снялась в откровенно плохой картине, за которую была параллельно выдвинута на «Золотую малину» как худшая актриса в роли второго плана. Это пикантное обстоятельство, несомненно, ей помешало.

Лучший оригинальный сценарий

Кто победил

«Девушка, подающая надежды»

Кто должен был победить

«Суд над чикагской семеркой»

Эмеральд Феннелл — актриса, писательница, сценаристка, шоураннер сериала «Убивая Еву» — сняла главный феминистский фильм года. Правда, сценарий «Девушки» немного шит белыми нитками, но ради «новой этики» голосующие закрыли на это глаза. Сценарий «Суда», написанный Аароном Соркиным, круче по большинству параметров (хорошо, что у Соркина уже есть «Оскар» за «Социальную сеть»).

 Кадр из фильма «Девушка, подающая надежды»
Кадр из фильма «Девушка, подающая надежды»

Лучший адаптированный сценарий

Кто победил

«Отец»

Кто должен был победить

«Отец»

Флориан Зеллер написал сценарий к «Отцу» вместе с другим драматургом — британским классиком Кристофером Хэмптоном, уже получавшим в 1989-м «Оскара» за «Опасные связи». Ну, что же, вот еще один. Ближайшими конкурентами были «Земля кочевников» и «Борат-2» (который, конечно, по всем статьям уступает «Борату-1», зато может похвастаться антитрамповской направленностью).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *