Российский Национальный оркестр отметил свое тридцатилетие

Хотя Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева давно приучил свою аудиторию к неожиданным и оригинальным программным решениям, на свой праздник 30-летия он превзошел сам себя. На сцене Московской филармонии РНО устроил настоящую феерию, искрящуюся юмором и жизнерадостной легкостью таланта, c высочайшим мастерством и многообразием репертуара — от Баха до Плетнева, в исполнении которого задействовали разные силы — от известных музыкантов, солистов оркестра до школьника, дирижировавшего резвой пьесой, под которую участники концерта пустились в пляс.

Разумеется, этот концерт не был «пиром во время чумы» — пандемии, итогом которой для РНО оказался не только сорванный юбилейный сезон, но и зияющий пустыми местами на 75 процентов зал Чайковского. Сам же концерт прошел в изящном контрапункте с видеохроникой, в коротких сюжетах изложившей славную историю создания и достижений оркестра, который практически сразу был признан одним из лучших коллективов мира.

Это факт, но РНО буквально ворвался в мировую оркестровую элиту, где первые позиции занимали оркестры с более чем столетней историей — Венский, Берлинский филармонические, Чикагский, Консертгебау и другие. Секрет успеха был в том, что к Михаилу Плетневу в 1990 году в его первый негосударственный оркестр пришли лучшие музыканты из ведущих коллективов страны, а репертуарную базу нового коллектива составили сочинения русской музыки, многие из которых буквально возрождались из небытия в программах РНО. Так, на юбилейном концерте прозвучал видеофрагмент «Славянского марша» Чайковского, авторскую версию которого вернул к жизни Михаил Плетнев на первом же концерте РНО в ноябре 1990 года. С тех пор в исполнении оркестра прозвучали сотни сочинений русских композиторов — от Рахманинова и Чайковского до редко звучащих партитур Мясковского, Глазунова, Танеева.

Записи РНО сразу попали в мировые топы и премии: в 2004 году оркестр стал первым в истории российских коллективов, завоевавшим премию Grammy, его запись рахманиновских «Колоколов» была признана «одним из самых прекрасных исполнений, которые когда-либо были представлены в записи», а «Спящая красавица» Чайковского в исполнении РНО попала в рейтинг самых слушаемых записей классической музыки за последние семьдесят пять лет. Оркестр за тридцать лет много гастролировал не только в Европе, Азии, США, в Латинской Америке, но и по России, организовав симфонический тур на теплоходе по Волге, а в Москве с 2009 года проводя единственный в мире бенефис оркестра — знаменитый Большой фестиваль РНО.

На сцене Московской филармонии РНО устроил настоящую феерию, искрящуюся юмором и жизнерадостной легкостью таланта, c высочайшим мастерством и многообразием репертуара 

Так что в праздник своего тридцатилетия оркестру было чему порадоваться на сцене. Вместе с РНО в этот вечер выступали скрипачи Вадим Репин и Сергей Крылов, виолончелист и дирижер Александр Рудин, пианист Борис Березовский, которые не только блистательно солировали, но и по ходу действия меняли свои «амплуа»: Рудин сидел в оркестре в увертюре к опере Россини «Вильгельм Телль», Крылов дирижировал плетневским сочинением Fantasia Helvetica, с эффектным коллажем музыкальных тем и звоном коровьих колокольчиков, Березовский звенел на треугольнике, Репин дирижировал, концертмейстер оркестра Алексей Бруни вдохновенно читал акростих в честь РНО, сам Михаил Васильевич взялся за скрипку, а сын солиста оркестра Владислава Лаврика Егор завершил юбилейный оммаж, продирижировав «Вечным движением» Иоганна Штрауса, традиционным номером новогодних концертов Венской филармонии, под который знаменитые музыканты припустились в пляс. Вышло чрезвычайно жизнерадостно для нашей пандемической действительности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *