В Воронеже представили необычный музыкальный проект

Знакомые с детства мелодии из цикла «Времена года» зазвучали по-новому в паре с крестьянскими песнями Воронежской и Белгородской областей. Проект известного пианиста Бориса Березовского и фольклорного ансамбля «Воля» под руководством Галины Сысоевой уже оценили в столице Черноземья. Впереди — концерт в Москве, в зале имени Чайковского, с презентацией совместного диска.

Идея проста: к каждой календарной пьесе классика подобран синоним из сокровищницы этнической музыки. «Масленица» Чайковского рифмуется с плясовой песней «Как на горке, на горе», июньская «Баркарола» — с народным романсом «В зелененьком лужочку», «Песнь косаря» — с хороводным напевом…

Молодежь из «Воли» исполняет здесь песни, записанные в деревнях во время экспедиций, в аутентичной манере. То есть без осовременивания, без композиторской обработки, которой обычно подвергают фольклор в крупных народных хорах. Это кредо основательницы ансамбля — Галина Яковлевна вместе со своими студентами из воронежского института искусств многие годы не только собирает фольклор, но и дарит ему вторую жизнь.

— Наш репертуар огромен, и подобрать песни, созвучные по настроению пьесам Чайковского, не составило большого труда, — рассказала Галина Сысоева. — Мы хотели показать, что крестьянин может так же, как и образованный человек, дворянин и композитор, глубоко чувствовать и передавать это в музыке. Мне кажется, эти два взгляда на времена года из XIX века вполне совместимы.

Инициатор проекта — пианист Борис Березовский — отметил, что сочетание народной и академической музыки в принципе не должно удивлять. Ведь половина классики вышла из фольклора.

— Ее любили и такие мастера авангарда, как Барток и Стравинский, и суперинтеллектуальный Метнер… Чайковский обожал фольклор! Говорил: «Если вам грустно, идите в народ и слушайте его музыку». Вот, видимо, мне грустно, — улыбнулся Березовский. — Если серьезно, я обращаюсь к фольклору не потому, что хочу там что-то возродить… Просто ни одна другая музыка на меня так сильно не действует, как народная. В ней есть правда, чистота, сложность, полифония, запредельные гармонии. В воронежской песне много диссонансов, там используется какая-то суперавангардная кластерная техника! В курском регионе гармонии еще более терпкие, потрясающие. Для меня Чайковский звучит более традиционно, чем народная музыка.

В начале декабря пианист сыграл «Времена года» с фольклорным ансамблем казачьей песни «Вольница» в Екатеринбурге. На минувшей неделе выступил в Воронеже с «Волей». Уже готов диск с записью этого проекта. Планируются гастроли по России.

Ну а послушать протяжные, плясовые и хороводные песни воронежско-белгородского пограничья всегда можно на канале ансамбля «Воля» в YouTube.

Прямая речь

Галина Сысоева, профессор Воронежского института искусств, руководитель ансамбля «Воля»:

— Фольклор многослоен, можно найти песню на любой вкус, на все возрасты и социальные слои. Есть низовой уровень — песни для гулянок и застолий. А мы хотим показать высокое народное искусство, где скрыты очень глубокие чувства. Я записывала бабушек: поет о любви, слезы ручьем — так проживает сюжет. Хотя она его знает 70 лет. Сейчас много молодых людей в городах стремятся к истокам, к народной культуре. Она не так проста, как кажется, в ней много специальных приемов, и надо прилагать усилия, чтобы в этом разобраться. Другого пути нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *